Этот музей не на виду, не на слуху. О нем мало кто знает даже из местных жителей. Что уж говорить о приезжих. Сюда обычно попадают случайно. Но редко кто уходит равнодушным! Так было и в нашем случае. Сначала я попал на экспозицию по долгу службы. А потом привел всю свою семью во главе с шестилетним сыном :). Трудно представить, что на четвертом этаже учебного корпуса одного из нижегородских вузов может оказаться настолько обширная и неожиданно интересная экспозиция. И вообще, от ведомственных музеев обычно не ждешь чего-то особенного. Но Музей речного флота при Волжском государственном университете водного транспорта, безусловно, является счастливым исключением.
А вам что мешает?
Одним - постоянная занятость. Другим - то, что надо ехать через полгорода. А кто-то вообще живет не в Нижнем Новгороде. Тогда посещение музея становится еще более проблематичным. Другие ссылаются на то, что при входе в учебный корпус надо оформлять разовый пропуск с предъявлением документа. И не важно, что это занимает не более одной минуты. Главное - надо ведь как-то оправдать свое решение "не пойти". А потом вдруг выясняется, что музей находится на четвертом этаже. Придется подниматься туда пешком! Ужас!
Одним словом, было бы желание... вернее "нежелание" сдвинуться с места, достойные поводы всегда найдутся.
Зачем вам это нужно?
И правда! Чего вы там забыли? Вы и впрямь так живо интересуетесь речным флотом, чтобы потратить свое драгоценное время и деньги (150 руб. с человека за вход, 500 рублей экскурсионное обслуживание)? Думаем, для большинства ответ будет совершенно очевиден. Исключение составляют лишь те, кто как-то связан с тематикой музея - речники, моряки, капитаны и другие люди, чья жизнь в той или иной степени проходит на воде. А нам-то с вами - бухгалтерам, менеджерам и домашним хозяйкам - зачем туда идти? Так рассуждает большинство. Оно же задает вопрос:
Что там интересного?
Одни уйдут в полном восторге, а потом приедут снова, таща с собой "на лямке" скептически настроенных домочадцев или друзей. Другие предпочтут посидеть в баре за чашечкой прохладительного напитка. Как говорится, каждому свое.
У нас сложилось свое личное мнение о Музее речного флота. Для себя мы назвали его самым неожиданным из всех музеев Нижнего Новгорода. Никак не думали, что здесь может быть столько действительно интересных вещей.
В этом отчете мы просто покажем вам фотографии и расскажем некоторые любопытные моменты, о которых ранее даже не слышали. Не представляли, что такое вообще возможно. Не даром говорят, что история - одна из самых интересных наук. Правда, если учить ее не по учебникам, а погружаясь "в среду".
Еще говорят, что путешествия - один из лучших способов образования. Посещение музея - это своеобразный концентрированный урок истории, или географии, или физики, смотря в какой музей мы попадаем. Одно дело прочитать что-то в учебнике и посмотреть пару картинок. Совсем другое - оказаться "в среде", посмотреть, иногда потрогать экспонаты, послушать рассказ экскурсовода.
Экскурсия начинается
Раньше Музей речного флота находился в Саратове. Он был основан в далеком 1921 году по инициативе саратовских речников, а уже в 1934-м перенесен в город Горький. Так раньше назывался Нижний Новгород. Теперь музей располагается на 4 этаже Волжского государственного университета водного транспорта. Увы, не самое удобное место, но оно не мешает музею принимать посетителей со всей страны: от Камчатки и Сахалина до Калининграда, славящегося своим Музеем Мирового океана.
Некоторые туристы вообще называют Музей речного флота самым лучшим музеем Нижнего Новгорода. Наверное, другим очагам культуры будет обидно такое сравнение, поэтому мы подчеркиваем, что это не наше личное мнение, а резюме других туристов. Их автографы и восторги можно увидеть на входе на специальной доске в виде разноцветных стикеров.
Эту доску мы видим сразу, когда входим в фойе музея. Оставив вещи на вешалках, проходим в первый зал, посвященный деревянному судостроению.
Зал деревянного судостроения
Если посмотреть на карту, то можно легко заметить, что все крупные города обязательно находятся на берегах рек или морей. Ничего удивительного! В те старые времена, когда люди решали, где им жить, важным критерием являлось наличие возможности перемещаться в другие места по реке. Тогда еще не было железных дорог, автомобильных - тем более. А вот лодки и прочие водные транспортные средства использовались с древнейших времен.
На лодке можно было "съездить" в соседние селения, перевезти довольно значительные тяжести. И все это получалось гораздо дешевле, чем транспортировка подобных грузов по суше. Еще в древние времена человек оценил транспортный потенциал рек и морей и старался строить города на берегах. Скажем более - небольшие поселки, которые не имеют выхода к водным артериям, скорее всего, не превратились в современные мегаполисы именно по причине транспортных проблем.
Не удивительно, что судоходство в разных его проявлениях существовало с древнейших времен. В зале деревянного судостроения немало экспонатов. Это макеты деревянных корабликов, включая парусно-гребную галеру "Тверь", на которой императрица Екатерина II совершила путешествие по Волге в 1767 году. К услугам царицы было 8 кают, столько же занимала прислуга. По окончании царственного рейса, галера "Тверь" была отправлена в Казань. Там она хранилась в качестве музейного экспоната до 1956 года.
Что с ней случилось потом? Просто сгорела. Теперь мы можем любоваться только макетом и представлять себе как выглядело это величавое судно длиной 46 метров, развивающее скорость 8 км/ч на веслах или 10 км/ч под парусами.
К слову о макетах. В музее их порядка двух сотен. И выполнены они настолько реалистично, что вызывают восхищение. Особенно у детей.
Но самым интригующим экспонатом в первом зале является, конечно же, "Беляна"
Одноразовое судно "Беляна"
Мы привыкли к одноразовым тарелкам, стаканчикам, шприцам и другим вещам, которые выбрасываются сразу после использования. А что же такое "Одноразовое судно"? Мы и предположить не могли, что на свете могут существовать подобные штуковины!
Если бы мы услышали такое сочетания раньше, то первой мыслью было бы вот что. Некий мультимиллионер решил совершить путешествие по реке из пункта А в пункт Б. И был он настолько богат и надменен, что не пожелал воспользоваться уже существующими кораблями, считая их сервис гораздо ниже своего достоинства.
Тогда он повелел построить небывалое по своей роскоши судно, на котором и прокатился по Волге от Нижнего Новгорода до Казани или Астрахани и обратно. А потом он повелел сжечь корабль, чтобы никто из презренной "черни" не смел даже прикоснуться к его роскошному творению.
С другой стороны, может быть, это просто какая-то легкая скорлупка. Не очень дорогая, с ресурсом, рассчитанным всего на одну поездку. А потом сразу в утиль?
На самом деле Беляна - это ни то и не другое. Давайте посмотрим на фото. Может быть, они наведут нас на мысли об истинном предназначении одноразового судна?
Заметили? Обратили внимание, из чего сложен корпус?
Правильно! По сути "Беляна" - это средство доставки строевого леса из районов, богатых древесиной туда, где ее нет. Идея использования "Белян" - проста, как все гениальное. Судно складывают из брусьев, досок и отправляют вниз по течению. Самосплавом. Никаких моторов, кабестанов или толкачей. Собранная, скажем, на реке Ветлуге или на Белой (не отсюда ли произошло название?), такая "Беляна" приходит в Казань или в Астрахань, где со строевым лесом не так густо, как в северных районах.
А как же она попадает обратно на Ветлугу? - спросите вы. Ответом будет простое слово - "никак". И это вовсе не означает, что где-то под Астраханью в те времена можно было найти огромное кладбище использованных "Белян".
Фишка в том, что по прибытии к месту назначения судно полностью разбирают, включая борта и руль, который, как ни странно, в отличие от традиций, находился впереди, а не позади судна. Все это идет на строительство домов и прочие нужды. Практически от "Беляны" оставался один якорь и, естественно, команда, которая успешно провела это стометровую махину по более чем 1000-километровому маршруту.
Если вы когда-нибудь бывали в Свияжске, что находится на острове близ Казани, то экскурсовод наверняка упоминал, что город и крепость были построены всего за две недели. Это оказалось возможным потому, что сначала все это было срублено и построено где-то в верховьях Волги, потом аккуратно разобрано, каждое бревно пронумеровано и погружено на "Беляны". По прибытию корабль разгрузили, разобрали и построили крепость и дома как из конструктора.
Теперь буквально несколько слов о других особенностях судна. Сами понимаете, чем больше оно по размеру, тем больше леса сможет перевезти. В погоне за "повышением эффективности" некоторые "Беляны" были просто циклопических размеров. Самые большие достигали 100 метров в длину и 25 метров в ширину, несли на себе 9-13 тысяч тонн леса. Для сравнения, столько же можно загрузить в грузовой железнодорожный состав, состоящий из 200 вагонов. Осадка такого судна могла достигать 5 метров. Для моря - сущая ерунда, а для реки?
Чтобы провести такую посудину и не сесть на мель, не врезаться в берег, требовалась, как это сказали бы сейчас, слаженная работа команды профессионалов. Особую роль в проводке судна по фарватеру занимал лоцман. Он знал "свою" часть фарватера и указывал команде "куда рулить", чтобы обойти опасные места.
Со стороны работа лоцмана была похожа на увеселительную прогулку. Посмотрите на фотографию. Видите, там между домиками находится небольшая беседка? Вот это и было рабочее место лоцмана. Представьте себя не его месте. Вы сидите в удобном кресле, попиваете чай, обозреваете красивые виды и время от времени даете указания команде: "лево руля", или "право руля", или "так держать".
Хотите стать лоцманом? С одной стороны стороны выглядит заманчиво. С другой - за удовольствие всегда надо платить. Именно лоцман отвечает за безопасный проход судна по фарватеру. Не дай Бог корабль сядет на мель... Шкуру сдерут именно с лоцмана. Еще как сдерут! Ведь снять "Беляну" с мели было практически невозможно!
Во-первых, потому, что она очень тяжелая - до 13 тысяч тонн. Ни один пароход того времени не справился бы с этой задачей.
Во вторых - а за что, извиняемся, канат цеплять будете? У "Беляны" ведь нет жесткого каркаса. Поэтому любой локальный толчок или рывок мог запросто привести к разрушению части судна.
Еще раз спросим: хотите работать лоцманом? :)
Но в те времена находились настоящие смельчаки. Обычно это были специалисты высочайшего класса, которые могли безопасно провести судно по реке даже ночью. Сами понимаете, жили они очень и очень неплохо. Но ровно до первой посадки на мель :)
Королева Волги - так назывались "Беляны" за их величественный вид и неспешное вальяжное движение. Никакого дыма, никакого шума, никакого запаха мазута, зато аромат свежеспиленного леса! Неудивительно, что желающих работать на этих судах - их называли "судорабочие" - было немало. Правда, их влекла на реку не только романтика, но об этом чуть позже.
Одноразовые сплавные суда собирались (строились) зимой и отправлялись в путь весной, когда вода в реках поднималась. Это происходило в течении 400 лет! Вдумайтесь! Последняя "Беляна" прошла по Волге в 1926 году (по другим сведениям, это произошло в 1939-м). Так или иначе самые первые одноразовые суда начали собирать еще в XVI веке. Особую популярность сплавные суда получили в 60-е годы XIX века. Конечно, тогда уже появились пароходы, но с экономической точки зрения "Беляны", не тратившие никакой энергии на то чтобы идти вниз по течению, были вне конкуренции.
Существовала традиция заканчивать сборку "Беляны" самой красивой широкой доской. Ее укладывали на самый верх судна. По прибытии к месту назначения эта доска снималась, покрывалась красным полотном и за ней, как за огромным столом устраивалась гулянка для судорабочих, которые успешно провели судно куда надо и теперь получат свое жалование в полном объеме.
Потом судно разбиралось, материал сортировался. Самый лучший лес шел на строительство, что-то на мебельное производство и т.д. В самом конце работы от королевы Волги оставался один-два якоря и команда судорабочих, выполнивших свою миссию.
Обычно они нанимались работать бурлаками, чтобы не просто вернуться обратно, а заработать еще немного деньжат.
Любопытно, что за одну навигацию судорабочие успевали сделать всего один рейс. Вниз по реке спускались на "Беляне", обратно тащили какое-нибудь другое судно вверх по течению.
Так мы плавно и незаметно подошли к следующей интереснейшей экспозиции музея, посвященной бурлачеству на Волге.
Бурлаки на Волге. Вопреки стереотипам
Давайте начнем с того, что со школьных лет нам внушали, что работа бурлака была очень тяжелой, жили они впроголодь, рано умирали, их хлестали плетками, чтобы резвее шевелили конечностями... Подобные мысли можно было найти и в художественных произведениях того времени. Вспомните поэму народного поэта Н.А.Некрасова "На волге"
…
Когда бы зажило плечо,
Тянул бы лямку, как медведь,
А кабы к утру умереть —
Так лучше было бы еще...»
…
И вот мы, притихшие, сидим за партами в школе и испытываем глубочайшее счастье о том, что живем в другое время и нам самим не придется прозябать на таких каторжных работах.
А между тем, стоит обратиться к историческим сведениям и данная угрюмая картина становится не такой уж ужасной.
Для начала обращаем внимание на то, что во время навигации бурлаков на Волге насчитывалось до 600-700 тысяч человек! Немало, правда? Для того, чтобы стать бурлаком, крестьяне, равно как и холопы, разорившиеся посадские люди, беглые стрельцы, всякого рода «гулящие вольные люди» приходили в специальные места, которые назывались "бурлацкие базары".
Они располагались в таких городах как Балахна, Городец, Гороховец, Рыбинск, Кострома, Ярославль, Нижний Новгород и не имели ничего общего с невольничьими рынками на востоке, где богатые люди покупали себе рабов. На бурлацкий базар приходили сами, чтобы наняться в артель. Сюда же приходили артельщики - люди, которые представляли интересы хозяина расшивы (судна). Именно артельщик выбирал работников, которые будут тянуть за лямку судно хозяина.
Группа бурлаков, которая тянула судно, называлась неожиданно знакомым словом "ватага". Подобрать правильных людей в ватагу - было нелегким делом. Некоторые артельщики намеренно подпаивали будущих работников и смотрели, как они себя ведут. Строго учитывался возраст (с 20 до 40 лет) и физическая сила. Самое удивительное, что среди бурлаков попадались сыновья нижегородских купцов. Их специально отправляли в артель заботливые папаши, чтобы на бескрайних волжских просторах проветрить мозги и выбить из головы дурь, присущую многим деткам богатеньких родителей.
Безусловно, работа бурлака была нелегкой. Попробуйте каждый день тащить за лямку судно, зная, что до Нижнего Новгорода еще полторы тысячи верст! И все их надо не просто пройти пешком, а еще дотащить за собой эту чертову баржу. Это вам не в офисе сидеть и сетовать на тяжелую работу. Для примера, завтра, когда соберетесь на работу, возьмите с собой пару увесистых чемоданов и "дуйте" на работу пешком. Никаких автобусов, никаких автомобилей или такси. И так хотя бы неделю! У Вас и правда тяжелая непосильная работа? Или просто элементарные проблемы с планированием?
Люди шли и шли на бурлацкие базары, предлагая себя в качестве тягловой силы для проводки судов. Почему?
Ответ очень простой. Деньги! Но не только деньги.
Во-первых, работа бурлака все время происходит на свежем воздухе. Не поэтому ли бывшие бурлаки иной раз доживали до 80-90 лет?
Во-вторых, бурлаков очень неплохо кормили. Два раза обед! Мясо, масло, хлеб, рыба, чай и даже икра - далеко не все в то время могли питаться подобным образом.
В-третьих, ошибочно было бы думать, что бурлаков поднимали еще до рассвета и заставляли тащить судно весь день до глубокой ночи. Привалы и даже послеобеденный сон были вполне обычным явлением.
И, наконец, по окончании путИны (то есть навигации) бурлаки получали столько денег, что могли купить себе дом, или открыть свое собственное дело, или кормить свою многочисленную семью в течение года. Были случаи, когда вчерашний бурлак, получив причитающееся вознаграждение, строил собственное судно и начинал зарабатывать сам, "нещадно эксплуатируя бывших коллег".
Правда, были и другие случаи, когда бурлаки вчистую пропивали все деньги и начинали искать новую работу.
Просто представьте себе следующее: вы нанимаетесь в бурлаки и получаете за навигацию миллиона 2-3 современных рублей. Думаю, что и сейчас найдется немало желающих записаться в бурлацкую артель, если бы таковые существовали сегодня. Это немного похоже на то, как современные мужчины едут на заработки на север.
Самое неожиданное для нас было то, что, оказывается, бурлаками были не только мужчины. Существовали и женские артели.
Не стоит, однако, расслабляться, считая долю бурлака не такой уж суровой. Как ни крути, это был тяжелый труд. Очень тяжелый. Тащить баржу против течения! По сравнению с этим сплав на Беляне, что для судорабочих тоже был немалый труд, кажется просто развлекательной водной прогулкой. Лишь иногда по время попутного ветра наступало некоторое облегчение - на судне поднимался парус.
Помимо основной работы у бурлаков были и другие обязанности. Например, при нападении на судно разбойников, бурлаки должны были защищать его и груз, не жалея "живота своего".
В музее можно увидеть подлинные фотографии, паспорта и бирки бурлаков.
Иван Петрович Кулибин
В музее есть целый раздел, посвященный гениальному русскому изобретателю Ивану Петровичу Кулибину. Занимать ваше внимание описанием вклада этого человека в технический прогресс не будем. Вы сами прекрасно знаете о нем.
Хотелось бы привлечь ваше внимание к трем совершенно особенным экспонатам.
Во-первых, это подлинная гравюра, выполненная рукой самого Ивана Петровича. На ней изображен уникальный одноарочный мост. Наверняка вы знаете, что в Петербурге существует некоторая проблема прохода кораблей по Неве из-за наличия низких мостов. Чтобы корабли могли проходить, мосты разводят и делается это в основном ночью. И сейчас и в давние времена это было очень неудобно.
Иван Петрович Кулибин спроектировал одноарочный мост. Настолько высокий, что корабли с мачтами могли проходить под ним в любое время суток, не нарушая дорожного движения. Гравюра выполнена рукой самого Ивана Петровича. Она настоящая, никакая не реплика, не копия и не подделка. Подойдя поближе поражаешься, насколько это тонкая работа. Даже самые мелкие детали прорисованы с поразительной реалистичностью.
Вторым интересным экспонатом является прожектор Кулибина.
На тыльной, слегка вогнутой стенке прожектора наклеены прямоугольные кусочки зеркала. Трудно поверить, что перед нами находится предмет, к которому прикасались руки выдающегося изобретателя. Он сам лично наклеивал зеркала и даже отливал стекла для корпуса прожектора. В результате получился прибор, который мог многократно усилить яркость свечения обычной свечи.
Представьте, поздним осенним вечером Васильевский остров в Санкт-Петербурге вдруг освещается ярким светом в виде шара. Люди были напуганы. Не в силах дать сколь-нибудь рациональное объяснение явлению, они уповают на высшие силы, творя молитвы и разбегаясь кто куда.
Но это был вовсе не божий промысел. Просто Иван Петрович выставил на подоконник служебной квартиры в здании академии наук свой прожектор, чиркнул спичкой и зажег обыкновенную свечу. Специально выведенная кривизна задней стенки прожектора увеличила яркость света свечи в 500 раз!
Затем последовала публикация информации об изобретении в научной литературе. Но изобретатель не стал миллионером, как это случилось бы, скажем, в Европе или Америке. Тут же нашлись предприимчивые люди, которые начали "стряпать" данные фонари и продавать их всем, кто захочет. В результате изобретатель остался как бы и не при чем, не заработав на своем изобретении ни копейки.
Примерно такая же картина была с другим его удивительным изобретением. Представьте себе судно, которое идет против течения без применения какого-либо двигателя! Пусть с черепашьей скоростью, пусть с остановками, но идет! Против течения!
Это ни что иное, как знаменитый кулибинский водоход. Давайте посмотрим на картинку и попробуем разгадать секрет его удивительной способности плыть навстречу бегущей воде.
Представьте себе, что такое судно вывели на середину реки, развернули против течения и поставили на якорь. Что будет происходить с гребными колесами? Правильно! Будут вращаться. За счет пробегающей под днищем воды.
Теперь давайте представим, что якорь находится не прямо около судна, а метрах в 500-800 выше по течению. То есть надо сесть в легкую лодочку (ее макет тоже есть на фото), загрузить якорь от Водохода, отгрести против течения несколько сотен метров и бросить якорь на дно.
Это тоже довольно просто представить, правда? Тяжеловато грести против течения, но, согласитесь, намного проще, чем тащить лямку бурлака. Особенно, если гребцов несколько. Опять-таки, не надо ходить в спортзал :)
А теперь - главный трюк. Мы берем веревку от якоря, которая зацеплена за судно, и набрасываем ее на ось гребных колес. Колеса вращаются, ось вращается, веревка от якоря начинает наматываться на ось... корабль пошел против течения за счет самого течения!
Чем толще ось, тем быстрее идет судно. Правда, здесь нужен разумный баланс. Нельзя увеличить толщину оси в 50 раз и помчаться на Водоходе как на Метеоре. Чем больше диаметр оси - тем больше сопротивление гребных колес набегающим волнам. При известном значении диаметра вала судно просто встанет или, что еще хуже, будет идти назад, увлекаемое течением. И колеса не помогут.
Принцип действия Водохода прост, как все гениальное. Можно пойти еще дальше и использовать две лодки с якорями. Когда веревка от одного якоря уже почти полностью намотана, вторая лодочная команда уже бросает другой якорь далеко впереди судна. Так в идеале корабль может идти практически без остановок. На самом деле это, конечно, было не совсем так, но...
Какая это блестящая идея - плыть против течения за счет самого течения! Это примерно то же самое, когда вы идете из магазина с тяжелыми сумками и облегчаете себе работу за счет веса самих сумок. Чем больше нагрузите, тем легче нести! Считаете, абсурд? А как вам идея идти против течения за его же счет? Наверное, многие ученые того времени тоже считали идею смешной. А Иван Кулибин придумал! Похоже, мы и правда имеем дело с гением!
Любой человек с техническим складом ума должен посчитать за честь прикоснуться к прожектору Кулибина, увидеть гравюру арочного моста Кулибина, созданные им самим. Ради одного этого можно найти время для посещения Музея речного флота. Мы так думаем.
Пошли дальше
Увы, описывать все залы музея и рассказывать о каждом экспонате в рамках нашей небольшой статьи не представляется возможным. Давайте просто посмотрим фотографии из залов. Здесь очень много макетов речных судов. Более 200! Есть пароходные свистки, рупоры, макеты двигателей и сцепных устройств.
Есть знаменитый теплоход "Переворот" (несмотря на провокационное название, перевернуть такое судно может только цунами), старенький колесный пароход "Дедушка", судно с неожиданным именем "Вандал" (может быть, оно пиратское?) и многие-многие другие. У каждого своя история, своя судьба. Очень рекомендуем воспользоваться услугами экскурсовода. Узнаете гораздо больше, чем если просто пройдетесь по залам.
Итак, фотографии:
Интересно следить за тем, как меняется личное отношение к посещению музея по мере движения по залам. В самом начале - доля скепсиса. Затем, заинтересованность - "похоже, здесь и правда есть что-то интересное". Потом - неподдельный интерес, восторг и вдруг... сожаление о том, что не связали свою судьбу с работой на реке.
Это было бы так здорово - обойти вдоль и поперек большие и малые реки, увидеть новые места, красивые пейзажи. Понятно, что это идеальная картинка. Ведь часть времени пришлось бы потратить на саму работу. Но, согласитесь, что-то в этом есть. Не удивительно, что огромные толпы молодых людей ежегодно штурмуют приемные комиссии речных училищ и высших учебных заведений, готовящих специалистов-речников.
Не удивлюсь, если посещение Музея речного флота станет для кого-то последним решающим "камешком" в деле выбора нелегкой, но такой классной профессии "речника".