Наверняка и с вами случались подобные ситуации. Только все было хорошо. Потом что-то происходит и Вы готовы в буквальном смысле «рвать и метать», как говорил персонаж одного известного старого фильма. А потом ещё через пару минут новое событие напрочь перекрывает негатив и вы даже радуетесь, что ситуация сложилась именно так, как сложилась. Как раз по такому сценарию началась моя неожиданная поездка в Дивеево. На этот раз я был там не в качестве туриста или паломника. Меня пригласили для выполнения важной миссии. В этой статье - репортаж о четырёх удивительных днях, проведённых в монастыре, об любопытных наблюдениях и впечатлениях обычного светского человека, оказавшегося в обители.
Предыстория (глава, необязательная для прочтения)
Начать нужно с того, что моя деятельность связана с фотосъемкой. Никогда ранее не думал, что сделаюсь фотографом. Все произошло как-то само собой. Вообще, чисто технически я директор студии, но не могу упустить случая побывать и лично сделать съемку в самых неожиданных местах. Почти невозможно в это поверить, но иногда приходится забираться на самые "края земли", чтобы выполнить очередной заказ клиента. Уже удалось побывать на Камчатке и Курилах, несколько раз в Заполярье, прогуляться по берегу Каспия, увидеть вулканы, барханы, постоять на самой западной точке необъятной - в Калининградской области.
Камчатка. Речка Паратунка. Экспедиция к вулканам
Только не подумайте, что я хвастаюсь или что-то в этом роде. Работа, связанная с дальними командировками, конечно, интересная, но далеко не такая простая, как может показаться на первый взгляд. Не каждый человек согласится отрываться от дома на недели, тащить с собой через всю страну чемодан с оборудованием, ночевать в поездах и претерпевать прочие неудобства.
Конечно, есть и другая - парадная сторона медали. В качестве бонуса - возможность увидеть разные интересные места, пообщаться с интересными людьми, подумывать о покупке второго холодильника. Ну, а что делать, если на первом уже нет места для новых магнитиков?
А ещё, как ни странно, за это платят! Конечно, Вы вправе задать вопрос, мол, фотографов без меня развелось тьма тьмущая! Неужто кроме меня некому выполнить съемку? Неужели местные специалисты не справятся?
Раньше я и сам этому удивлялся. Потом перестал. Вот уже который год катаюсь по стране и выполняю сферическую фотосъемку для виртуальных туров, предметную 3D-съемку для системы Артефакт и не только. Одним словом, работа есть. Надеюсь, так будет и дальше.
Наверное, напрашивается естественный вопрос - а зачем вообще куда-то ездить? Разве поблизости, в своём городе нет объектов для работы. Обычно в ответ я подшучиваю: мол, здесь мня все знают, поэтому приходится работать за тридевять земель в незнакомых местностях. Или действительно срабатывает пресловутый эффект Марса: приезжий специалист обычно кажется более компетентным, чем свои местные мастера.
И ещё одна шутка из той же области: почему я не устроюсь работать в какую-то солидную студию? Там было бы лучше: стабильность, дружный коллектив, перспективы карьерного роста и все такое прочее. Ответ: нигде не могу устроиться - здесь меня все знают и стараются тактично сторониться. Приходится работать самому, принимая на себя весь риск на себя.
Ну да, я же настоящий лентяй и бездарность. Это вам легко подтвердит любой мой бывший работодатель. Любой из двух. За свою долгую жизнь я работал всего в двух местах. В одном довольно долго. В другом мог бы и дольше, но «лавочку прикрыли» (не по моей вине).
Так что, вот уже более двадцати лет (точнее с июня 2000 года) работаю сам. Многие благожелатели рисовали «картину салом», как я, оборванный и нищий, приползаю обратно и работодатель великодушно принимает обратно в свою процветающую фирму заблудшую овцу. Или барана. Кому как нравится.
Но вот уж двадцать лет прошло, а я что-то все никак не ползу. Очень надеюсь, что небеса и далее будут ко мне столь же благосклонны. А уж если сочтут возможным дать мне более величественные шансы, так это будет просто здорово.
Боюсь, в этой статье речь пойдет именно о таком случае. Ибо иначе как «чудом» случившееся не назовешь.
А начиналось все не так уж радужно...
Начало этой истории полностью подтверждает теорию великого Эйнштейна. В смысле, все в мире относительно. Оценка происходящего очень зависит от угла зрения и многих других факторов, о которых сразу как-то и не подумаешь.
В то солнечное летнее утро ничто не предвещало катастрофы. Уже третий день ваш покорный слуга трудился в станице Ленинградской Краснодарского края. По приглашению местной администрации выполнял съемки для виртуального тура по достопримечательностям, музею, и прочим очагам культуры.
Вот, кстати, видеоотчет о той командировке. Если интересно, загляните.
Краснодарский край. Станица Ленинградская. Съемка виртуального тура
Работа шла своим чередом. Настроение было великолепное. Ведь мой следующий заказчик был в соседнем городе, что на берегу Азовского моря. Понятно, что Азовское море - это не Эгейское и даже не Чёрное. Но все равно, остановиться на тройку дней в курортном городе, днём в самую жару снимать прохладные залы музеев, а после четырёх вечера поваляться на пляже, окунуться в морские волны - это казалось превосходной идеей.
И это случится уже завтра - послезавтра. Как тут не быть почти счастливым человеком.
Но, вы же знаете, порой всего одной минуты достаточно, чтобы сделать самого счастливого человека глубоко несчастным. Когда раздался звонок из курортного города, я подумал, что заказчик решил просто подтвердить встречу и уточнить, когда присылать за мной машину.
Реальность оказалась куда более гнусной: «К сожалению, мы не можем Вас принять. У нас в здании случилась авария.... и все такое прочее».
Если быть честным, я тогда очень расстроился. Это был как раз тот самый типичный случай, когда «хочется рвать и метать». Признаться, будущая поездка расценивалась как некий дополнительный бонус. Причём вполне заслуженный.
Ведь до этого целых четыре дня я занимался съемкой буквально с утра до вечера. И это не такая легкая работа, как может показаться. Не щелкнул кадр смартфоном и пошёл дальше. Панорамная съемка - целая технология. Особенно на улицах города, где постоянно приходится ждать, пока пройдут люди, проедут машины и солнце снова выйдет из-за туч.
И вот заслуженный отдых летит ко всем чертям. Еще хуже было то, что специально для этого заказчика я вёз дополнительную хрупкую аппаратуру. Получается, что все зря?
Досадно!
Если бы тогда я имел чудесную возможность посмотреть на ситуацию чуть шире, то легко бы заметил, что именно в этот самый момент совсем в другом месте за тысячу с лишним километров происходит еще один важный процесс. Причем касается он лично меня и всех тех железок со стекляшками, что я использую в работе.
Телефонный звонок раздался буквально через несколько минут после того, как Ваш покорный слуга закончил разговор с несостоявшимся приморским заказчиком и принялся было проклинать все и вся.
«Здравствуйте! Это Матушка М из Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря. Скажите пожалуйста, делаете ли вы виртуальные туры по храмам?»
От неожиданности я так растерялся, что пролепетал что-то невнятно-утвердительное.
«Наша настоятельница Матушка С приглашает Вас создать большой виртуальный тур по обители. Но сделать это надо очень быстро. Сейчас монастырь закрыт на карантин. Через неделю он открывается и съемка будет невозможна из-за огромного количества паломников».
Не ручаюсь, что передал текст слово в слово, но идея была именно такая.
Можете себе представить? Сначала отменяется следующий заказ - я свободен и могу лететь домой. И тут же через пару минут - новый срочный заказ! Это что? Такие совпадения и правда бывают? Потому что, если представить, что это никакое не совпадение, действительно становится как-то не по себе.
Одним словом, все сложилось так, чтобы я действительно мог приехать в Дивеево до окончания карантина. Даже удалось купить недорогой билет на самолёт накануне вылета. Это тоже совпадение?
Так буквально через пару дней Ваш слуга очутился в пределах Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря, известного на весь мир как четвёртый и последний удел Пресвятой Борогодицы. Единственный в России. Остальные находятся в Греции, Украине и Грузии.
Дивеево. Первые шаги
Признаться, направляясь в обитель, я испытывал некое внутреннее напряжение. Все же, большинство из нас - люди светские, хотя многие и считают себя верующими. Что до меня лично - я не принадлежу к тем, кто регулярно ходит в храм, осеняет себя крестным знамением каждый раз, когда это полагается делать и знает все необходимые молитвы.
Не уверен, правильно ли это, но я считаю, что главное - вести себя так, чтобы нашему всемогущему покровителю не было за нас стыдно. Есть же десять заповедей, вот вам и программа действий.
А в храмах иной раз на тебя так наорут, вернее нашипят всезнающие прихожанки, что в следующий раз призадумаешься, стоит ли вообще туда заходить.
С другой стороны, встречался с людьми, которые, будучи в храме, считали для себя допустимым громко разговаривать по мобильному, быть одетыми в шорты и приниматься громко качать права, когда им делают замечания. Похоже из-за таких вот товарищей и другим достаётся, кто не со зла, а просто по незнанию делает что-то не так, как положено.
Одним словом, если кто-то и чувствует себя в храме почти как дома, это точно не про меня. Поэтому свою первую встречу с представителями монастыря я представлял далеко не в радужных тонах.
Наверняка, думал я, сразу сделаю что-то не так или ляпну чего невпопад. Если после этого сразу не проклянут и не выставят за ворота, то у ж в любом случае работать придётся как на лезвии ножа. Все время контролировать свое поведение и язык. Не то чтобы я был каким-нибудь разнузданным варваром, не умеющим себя вести. Но ведь монастырь - это очень особенное место. Сделать ошибку там может и вполне благопристойный гражданин.
Подумалось даже, что лучше бы снова пригласили в Болдино. В Пушкинской усадьбе я чувствую себя гораздо более свободно.
Реальность оказалась не такой пугающей. Меня встретили и сразу повели заселяться в гостиницу. Это была не Гостиница паломнического центра, а другая. Здесь селились только те, кто прибыл по приглашению.
Все выглядело как номер обычного отеля. Уютно, прибрано. Есть вентилятор. Санузел общий на этаже. Но это не напрягало. По случаю карантина почти все номера были пустыми. Вернее, не номера, а кельи. Здесь они так называются.
Возможно, есть и более комфортабельные варианты размещения. Я как-то постеснялся об этом спросить, а то мои провожатые еще подумали бы, что я претендую на келью-люкс с джакузи и зимним садом.
Главным отличием от обычных гостиниц здесь можно считать просьбу разуваться, когда поднялся на этаж. Прямо у верхней ступеньки стоит шкафчик со множеством тапочек разных размеров. Свою обувь надо оставить, переобуться в тапочки и уже в них шагать по коридору к своей двери.
И ещё одно. Несмотря на то, что за стенкой жили два других постояльца, все ночи прошли в тишине и покое. Вы же знаете, в обычных гостиницах бывает совсем иначе. Гости покупают «бутылочку наливочки», а то и несколько. Или не наливочки. Потом, естественно, напиваются и соседям только и остаётся, что слушать «пьяные базары» до утра. А то, бывает, и поединки случаются.
Но в гостинице для особых гостей на территории монастыря такое, наверное, невозможно. А то получится как в комедии Николая Васильевича Гоголя «Ревизор», где в каком-то номере гостиницы два проезжих генерала подрались. Только тут уже будут не генералы, а, скажем, архиереи, руководствующиеся установкой «какой меркой меряешь, такой и тебе отмеряют».
Дивеевский монастырь. Ночь
Начну именно с неё, хотя в самый первый день мы сначала снимали несколько храмов.
Наверное, Вы догадываетесь, что простой турист и даже паломник, прибывший с самыми благими намерениями, далеко не всегда имеет удовольствие лицезреть ночную панораму территории монастыря.
Редко кто из туристов приезжает на несколько дней. В основном автобусы привозят страждущих часам к 10-11 утра и к 16-17 вечера они уезжают.
Те, кто остаются на ночь, снимая номера в Дивеевских гостиницах или арендуя квартиры-комнаты, к вечеру так «угуливаются», что предпочитают встретить наступление сумерек в горизонтальном положении. Я не в том смысле, что они злоупортебляют горячительными напитками. Просто устают ходить.
В основном это люди старшего возраста. После обозрения всех обязательных мест и посещения святых источников им обычно уже не до вечерних прогулок.
Сопровождающие их молодые люди - дети, внуки, племянники и другие - тоже хотят провести вечер привычным образом, уткнувшись в телевизоры или смартфоны.
Лишь только единицы приходят в монастырь после захода солнца. Когда включается подсветка здесь становится ещё красивее. Вид ярко освещённых соборов на фоне темно-синего, а потом и чёрного неба, вечерний перезвон колоколов, безветрие, спокойствие и размеренность создают особую атмосферу безмятежности.
Прибавьте к этому красивое оформление территории газонами, цветами и декоративными деревьями. Все это наполняет вечернюю прохладу тончайшими ароматами. Можно сесть на скамеечку и просто полюбоваться грандиозностью сооружений и красивым садом.
Заметьте, я пока ни слова не говорю о том, что должен ощущать здесь глубоко верующий человек. Рассуждать на эту тему было бы с моей стороны несколько неэтично. Ведь вера - это нечто личное, которое обычно находится где-то глубоко внутри человека и не выставляется напоказ. А если выставляется, то это уже не вера, а показуха и кривляние. Так что давайте оставим это как бы «под покровом».
Попасть в село Дивеево - мечта очень многих людей. Зачастую, увы, несбыточная. Причины разные. От банального «мы живем за тысячи километров и не можем приехать» до болезней, инвалидности, которые встают на пути многих верующих непреодолимым препятствием.
Именно для того, чтобы устранить эти препятствия и был задуман виртуальный тур по монастырю. Инициатива исходила именно от настоятельницы. Я сам бы никогда не осмелился позвонить в обитель и предложить свои услуги. Само собой, никакой виртуальный тур не заменит личного присутствия в обители. Наверняка найдутся люди, что с некой долей скепсиса скажут, что они лучше сами съездят в Дивеево, чем будут рассматривать его на экране компьютера.
Согласен. Но давайте не будем забывать о тех, кто лишён такой возможности. Для них виртуальный тур по Серафимо-Дивеевскому монастырю иной раз оказывается почти единственной возможностью хотя бы виртуально посетить это особое место.
Вот, кстати, и подсветку включили. В последнее время это делают очень нечасто. Подсветка - вещь красивая, но очень дорогая. В условиях пандемии (речь идёт о весне-лете 2020 года), когда монастырь переживал не самые лучшие времена, прожектора включались лишь на короткое время по особым случаям. Например, во время визита высоких гостей.
Когда я предложил сделать сферическую съемку не только дневной, но и ночной территории, сначала мне тоже сказали, что подсветка очень дорогая. Я не настаивал: дорогая, значит дорогая.
Но потом случилось еще одно чудо и мне сообщили, что сегодня подсветку все же включат. Что повлияло на данное решение - не знаю. Возможно настоятельница монастыря посмотрела виртуальный тур по Юрьев-Польскому монастырю или тур по Пушкинской усадьбе в Болдино. И там и там есть ночные панорамы, которые, и правда, смотрятся очень эффектно.
Одним словом, в десять вечера прожектора действительно включились и съемка началась.
Не знаю, бывает ли так, что Вы испытываете наивысшее удовлетворение от своей работы. У меня в тот вечер было именно такое состояние. Хотя ночная фотосъемка вообще считается делом непростым, а панорамная - тем более, я уже предвкушал грандиозный результат и работал на каком-то необыкновенном подъеме.
Даже усталость от минувшего трудового дня не чувствовалась. А ведь днём были отсняты порядка 50 панорам! Такой объем работы обычно «валит с ног».
К счастью, на территории к тому времени осталось совсем мало людей. Те, кто невольно стал свидетелем моих усилий, иногда подходили, начинали спрашивать всякие разности.
Вопрос-лидер: а вы не знаете, почему включена подсветка? Второй: а что это вы тут такое снимаете? Особенно часто его задавали при съёмке на канавке Богородицы, где любая фото- и видеосъёмка в принципе категорически запрещены.
Особенно запомнилась реакция одной из верующих. Таких можно без натяжки назвать воинствующими, непримиримыми борцами за чистоту рядов. Сначала она без вступлений и прочих обиняков спросила не ради меня ли случайно включена подсветка. Поскольку я не считал это каким-то особым смертным грехом, сознался, что, мол, да, для меня.
В ответ она одарила меня надменным взором. Не взглядом, а именно взором. Потом пошла дальше, осыпая меня укоризнами. Из негромкой речи я уловил только одну фразу «для господ». Похоже, она подумала, что я просто так приехал пофотографировать в свое удовольствие, а для меня взяли и включили дорогостоящую подсветку.
Что было делать? Бежать за гордо удаляющейся верующей и пытаться объяснить суть происходящего? Или продолжить съемку? Я выбрал второе.
Через некоторое время, когда стрелки часов на колокольне уже приближались к полуночи, все намеченные точки были отсняты. Можно было бы идти спать, но дерзкая мысль не позволила мне уединиться в келье и забыться сном.
А что если действительно отснять хотя бы несколько панорам на Святой Канавке? Ведь ночью ее вообще видят единицы. Что если подарить истинным верующим эту великолепную возможность? Хотя бы виртуальную! Ведь другого подобного шанса может и не случиться!
Между тем я уже давно заметил, что на небесах затевается нечто тревожное. Сгустились тучи, вспыхивали молнии, слышались громовые раскаты. Я очень надеялся, что успею до дождя... но не успел.
Он начался вдруг. И какими-то особо крупными каплями. Как будто кто-то там на небесах повернул кран и включил исполинский душ. Спасая камеру от неминуемой порчи, я засеменил по Святой Канавке на выход. Готов поспорить, что так здесь ещё не передвигался никто. Ведь по правилам следует идти медленно, произнося молитву.
Я двигался быстрым шагом, иногда переходя на рысь, молитву тоже читал, но, боюсь, совсем не ту, что положено. Суть ее сводилась к тому, чтобы отсрочить проливной дождь и дать мне возможность доскакать до гостиницы, спасая камеру. Судя по всему, моя молитва была услышана. Несмотря на то, что гроза свирепствовала с удвоенной силой, а ветер что есть силы трепал деревья, дождь ненадолго прекратился.
Но как только я вошёл в гостиницу... давненько не видывал такой грозы и ливня. Похоже, действительно не стоило снимать Святую Канавку ночью.
Дивеево. Храмы
За четыре дня работы в Дивеево удалось отснять материал для виртуального тура по шести храмам. Безусловно, главным объектом был Троицкий собор в котором находятся мощи Преподобного Серафима Саровского.
Никогда ранее я не мог представить, что когда-либо буду здесь работать. Однажды я уже был в Дивеево в качестве туриста. Помню, какая огромная очередь стояла в этот храм. Чтобы поклониться святыне, люди приезжают из дальних концов страны, из-за границы. Желающих бывает настолько много, что ждать своей очереди приходится часами.
Люди стоят, поскольку именно за этим сюда и приехали. Помню, когда по приезду наш гид увидел очередь в Троицкий собор, сказал, что нам просто безумно повезло - ожидания всего на час-полтора. Как она сказала, «народу практически нет».
Дивеево. Снимок 2017 года. Очередь в Троицкий собор к Мощам Серафима Саровского
Припоминаю, с каким внутренним трепетом я дожидался своей очереди, как подходил к раке с мощами... Ужасно, но в тот момент я больше думал о том, чтобы сделать все правильно. Как полагается.
Времени было в обрез. Ведь за спиной стояла огромная очередь, которая тоже желала прикоснуться к святыне.
И вот теперь все по-другому. В храме вместе со мной всего несколько человек. Доступ для посетителей закрыт. Идёт Съёмка. Даже богослужение в этот день понесли в другой собор. Вдруг возникает мысль о том, что все предыдущие поездки, работа, практика была лишь подготовкой, наработкой опыта. А настоящая миссия - вот она!
На этом фото камера стоит не рядом с ракой. Одна из панорам снималась прямо с коврика у раки
Вот она - рака с мощами преподобного Серафима Саровского. Совсем рядом. Можно прикоснуться. А вот витрины с вещами Батюшки. Их почти никогда не открывают, но для съемки делается редкое исключение. Мои провожатые подсказывают, что у меня сейчас есть уникальная, редчайшая возможность для простого человека, коим, собственно, я и являюсь, приложиться к святыням.
Здесь самое время воздать должное моим провожатым. Матушка Макария и Сестра Зоя ведут себя очень тактично. Понимают, что перед ними обычный мирской человек, не знающий всех тонкостей церковного устава.
Первоначальная настороженность давно уже прошла. Идёт обычный рабочий процесс. Точно так же, как я делал уже тысячи раз, устанавливаю штатив с камерой у раки с Мощами, выполняю настройку экспозиции и начинаю покадровую съемку панорамы. Поскольку в помещении приходится делать более длинную выдержку, процесс идёт медленно. Учитывая важность этой конкретной панорамы, повышаю разрешение до 24k.
Такой размер изображения позволяет рассмотреть православную святыню в мельчайших подробностях. И сделать это можно спокойно, не торопясь, не будучи подталкиваемым другими паломниками, которые стоят в очереди за вами. Это будет очень полезный опыт при подготовке к поездке. При личном посещении собора Вы будете чувствовать себя более уверенно, поскольку будете находиться в «знакомом» месте.
Понятно, что личное посещение намного лучше, чем просмотр панорам на экране компьютера. Просто виртуальный тур многие рассматривают как замену визиту. Я считаю, что тур - неплохой продукт для подготовки к поездке. Он же позволит в дальнейшем оживлять воспоминания и более наглядно рассказывать о вашем паломническим туре знакомым.
Почти пять часов шла съемка в Троицком соборе. И все это время в помещении кроме меня было всего один-два человека. Да и те не ходили за мной по пятам, пристально наблюдая, чтобы я не позволил себе чего-то лишнего. Они занимались своими делами. Время от времени мне требовалась помощь, поскольку свечи имеют свойство прогорать, а лампадки гаснуть от сквозняков.
Однако со временем я и сам освоил несложные операции. Поэтому, когда надо было поставить новую свечку, я сам брал ее из коробки (мне показали, какой) и зажигал. Более того, я сам убирал из кадра предметы, которые выглядели неуместными и могли помешать. Одним словом, распоряжался - церковничал.
Если бы буквально за неделю до этого мне сказали, что я буду находиться в Дивеевском Троицком соборе, сам по своему усмотрению зажигать свечи и лампады, переставлять аналои, убирать неуместные провода и далее в таком же духе, я бы ни за что не поверил.
К счастью все происходило очень постепенно. Сначала просто вошли в храм, потом я как всегда установил камеру и начал съемку, затем попросил убрать из кадра лишнее, далее начал помогать убирать, потом уже никого не просил, а делал это сам...
То же самое со свечками: сначала я просил заменить прогоревшие, потом сам включился в процесс, далее уже действовал самостоятельно.
В принципе, я же не делал чего-то предосудительного. Но та вольность, с которой приходилось действовать, несколько смущала. Все время представлял, как в самый неподходящий момент двери храма отворятся и войдёт Матушка Настоятельница. Что она скажет, увидев, как я зажигаю свечки с лампадками перед иконами или уношу какую-нибудь неуместную скамью из кадра «за угол»? Или меняю перегоревшую лампочку в электрической лампадке, предварительно позаимствовав рабочую из другой части храма, которая не попадает в кадр?
Разрешить эту загадку мне так и не удалось, несмотря на то, что съемка выполнялась в пяти храмах.
Не знаю, специально ли так было задумано или получилось само собой, но сначала меня повели на съемку в небольшие храмы. Там никого не было и я чувствовал себя не так стесненно. Если бы сразу пришлось снимать Троицкий или Благовещенский соборы, это было бы, как говориться, обухом по голове.
Напоследок осталось рассказать о самом невероятном. В это трудно поверить, но заключительным аккордом моей работы по съёмке храмов должен был стать подъем квадрокоптера под купол и съемка изображений, находящихся в верхнем поясе.
Подобную работу делать уже приходилось. Я поднимался под купол Георгиевского собора XIII века, расположенного в городе Юрьев-Польский Владимирской области.
Но чтобы полетать внутри Дивеевских соборов! Это было просто невероятно.
Помимо больших величественных храмов, где ощущаешь себя презренной букашкой, удалось отснять и очень небольшую Церковь св. равноапостольной Марии Магдалины в игуменском корпусе. Она знаменита тем, что ее в 1903 году в этом храме на литургии присутствовали Государь Император Николай II, Государыня Императрица и особы Царствующего дома, посетившие Дивеевский монастырь после торжественного прославления прп. Серафима в Сарове. Церковь небольшая - всего одно помещение. Но она считается очень важной.
Территория. День
Сделать такую съемку можно лишь в те редчайшие моменты, когда территория монастыря закрыта для посещения. Именно так было во время моего приезда. В селе Дивеево был объявлен карантин. Попасть туда могли только местные жители и те, для кого был оформлен пропуск. У меня пропуск был, поэтому я проехал полицейский пост без проблем.
Но даже при этом раскладе на территории было немало людей. С одной стороны, сами послушницы монастыря. С другой - совершенно посторонние люди, неизвестно каким образом попавшие в село сквозь все кордоны.
Так или иначе, полностью пустой территории не было. Пришлось предпринимать особые усилия, чтобы людей в кадрах был самый минимум.
Для меня это было особым испытанием. Ведь помимо народа есть ещё облака, которые имеют обыкновение двигаться. При покадровый съёмке необходимо снимать соседние кадры как можно быстрее, чтобы не допустить значительного расхождения картинки облаков на небе.
Одновременно было необходимо следить за тем, чтобы в кадр не попадало слишком много людей.
Некоторые панорамы приходилось переснимать заново, поскольку солнце тоже то светит вовсю, то прячется за облаками. Сами понимаете, если половину панорамы снять при солнце, а другую без оного, картинка получится, мягко говоря, не вполне правдоподобная.
Одним словом, уличная панорамная съемка имеет массу нюансов, которые никак нельзя упускать из виду. К счастью, работа была выполнена вполне удовлетворительно, хотя потребовала большого напряжения.
Подъем на колокольню над Святыми Вратами
Как вам понравится идея взглянуть на территорию Серафимо-Дивеевского монастыря и его окрестностей с высоты колокольни? Когда я высказал мысль о том, что неплохо было бы сделать снимки с высоты и вставить их в виртуальный тур, вопрос сначала долго согласовывался на самом высшем уровне.
Мне объяснили, что обычный человек, будь он хоть трижды «блогер из первой сотни» или журналист местного телеканала, не может рассчитывать на получение разрешения. Для этого нужны более чем веские основания.
Поэтому разрешение на подъем можно считать тем редким сочетанием моих личных чаяний и желания заказчика иметь в виртуальном туре подобные фотографии. Признаться, я до последнего момента не верил, что мне разрешат. Но данная поездка вообще была полна неожиданных поворотов и чудесных моментов. Разрешение было получено. Так что - начинаем подъем.
Увы, внутри колокольня над Святыми Вратами выглядит не так привлекательно, как снаружи. Несмотря на то, что по пути я делал снимок за снимком, меня очень просили не показывать их. И, как не велико искушение приоткрыть завесу тайны над тем, что находится в этой грандиозной башне, я не настолько гадина, чтобы пренебрегать просьбой обители.
На словах могу сказать. Что сначала лесенка деревянная и она идёт по узким нишам в стенах. Это дело обычное. Так устроена и Преподобенская колокольня в Суздали, и колокольня церкви Богоявления в Переславле-Залеском, и многие другие, на которые мне удалось подняться.
Потом мы попадаем во внутреннее пространство колокольни. Оказывается эта махина пустая внутри, начиная с того места, где заканчиваются первые этажи с помещениями и окнами.
Дальше мы поднимались по огромному пустому пространству. Лестница шла вдоль стен. Невольно вспомнился подъем на колокольню Петропавловского собора в Санкт-Петербурге. Но там для безопасности вдоль перил была натянута сетка, чтобы туристы не попадали, увлекаемые бездной. Здесь сетки не было и это, наверное, было одной из причин, по которой сюда не пускают всех подряд.
Второй причиной, как я уже говорил, был резкий контраст между парадной внешней и довольно непрезентабельной внутренней облицовками. Здесь местами показывалась открытая кирпичная кладка, где-то имелась старенькая штукатурка с подтеками... давайте на этом остановимся. Наверняка со временем здесь будет сделан ремонт и внутреннее пространство колокольни будет выглядеть под стать величавому внешнему экстерьеру.
На ярусе с колоколами уже более иль менее прилично. Здесь натянута сетка, чтобы редкие почетные гости не попадали наземь, завороженные неописуемой красотой и высотой. Увы, сетка поставила крест на съёмке фотоаппаратом с большим объективом. Даже проделанное для этих целей отверстие в сетке не спасло ситуацию. Мой 77-миллиметровый объектив в неё не пролез.
Фото, что Вы видите здесь, сняты смартфоном. Как ни странно, они получились вполне нормально. Некоторые действительно были добавлены в виртуальный тур.
Спускаясь вниз, я решил посчитать ступеньки. Их оказалось 270 или что-то около того.
Монастырская трапезная
На самом деле их несколько. Одна - для сестёр-послушниц монастыря. Туда простому смертному, естественно, не попасть. На другом полюсе - трапезная для паломников. Там, как ни странно, можно отобедать совершенно бесплатно. Правда, надеюсь вы понимаете, на деликатесы здесь рассчитывать не приходится.
Но для иных даже простенький супчик и картофельное пюре с салатиком - это вполне приличная альтернатива голоду. Просто есть люди, которые совершают паломнические туры самостоятельно, пешком, не имея средств не только купить билет на транспорт, но даже перекусить. Для них паломническая трапезная - настоящая палочка-выручалочка.
Мне же было предложено питаться в трапезной для гостей. Интерьер внутри, как в обычном кафе. На столах - скатерти, хорошие деревянные стулья. Правда, блюда, как и в паломнической трапезной, подают в одноразовой посуде.
И вообще, слово «подают» здесь не вполне уместно. На столе стоит тарелка с хлебом, посуда и кастрюли с первым и вторым. Ты сам себе накладываешь столько, сколько совесть позволяет. Еще есть салатики. Их на выбор предлагается до четырёх видов. И, что уж совсем удивительно и неожиданно, в первый день к обеду мне была предложена пицца.
Да-да! Настоящая пицца. Конечно, не заказная, а самодельная, но я отведал и мне очень понравилось.
Еще здесь пекут особенные оладьи с укропом. Вкус получается довольно неожиданным, но интересным. Надо будет дома такое попробовать.
По договоренности принимающая сторона взяла на себя не только мое проживание, но и питание. За несколько дней я попробовал разные блюда. Был тут и супчик с грибами, и картофельное пюре с котлетами, и оливки, и даже кусочек красной рыбы! Неожиданно. Эти трапезы привели в полную негодность еще один стереотип, что, мол, в монастырях питаются строго, скудно, без излишеств. На поверку оказалось, что еда здесь разнообразная и довольно вкусная.
Только распорядок питания тут несколько отличается от привычного. К примеру, обед в 11:00 утра. Ужин с 19 до 21 часа. Еще есть «чай» - с 16 до 17 часов. Мои сопровождающие были настолько любезны, что, заметив, что я не расположен прерывать работу и идти чаевничать, приносили мне что-нибудь вкусненькое прямо в гостиницу. Там тоже есть комнатка, где можно перекусить. Так что вместо ужина я обычно лакомился тем, что мне оставляли в холодильнике заботливые сёстры.
Святой источник
Источник преподобного Серафима Саровского находится не в самом Дивеево. Надо ехать. Лучше ориентироваться по навигатору, введя в поиске село Цыгановка.
Обычно в хороший летний денёк на источнике полно народу. Местность вокруг выглядит как пляж в пик отпускного сезона. Но во время карантина здесь было почти безлюдно. Самое время выполнять съемку для виртуального тура.
Помимо пустынности пляжа, очень повезло с погодой. Вокруг по небу ходили свинцовые тучи, но в них была прореха. Солнце светило в аккурат на источник и все, что вокруг. Пришлось действовать очень быстро. Ведь неизвестно, когда тучам вздумается закрыть светило. Съемка в пасмурный день - тоже хороша, но с солнцем получается как-то более жизнерадостно и оптимистично.
Место очень живописное. Деревянная часовня, два моста через лесную речку Сатис, Святое Озеро с чистейшей бирюзовой водой, купальни на противоположном берегу, воздух, настроенный на хвое. Работалось легко и приятно. Все лучше, чем снимать однотипные панорамы номеров какого-нибудь отеля. Вот у ж где скукотища!
Здесь же получилось совместить приятное с полезным. Я никогда ранее не был на источнике Преподобного Серафима Саровского, так что удалось не только посмотреть на него, но и сделать сферическую съемку, которая войдёт в виртуальный тур по монастырю.
Больше писать особо нечего. Лучше всего будет посмотреть тур.
Заключение
Четыре дня, проведённых в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре оказались очень продуктивными. Наверное, не поверите, но ваш покорный слуга почти не сидел без дела. Все время, включая одну из ночей, шли съемки.
В результате на свет появился виртуальный тур по монастырю с возможностью зайти в храмы, пройти по Святой Канавке, посетить источник Серафима Саровского и прогуляться по ночной территории.
Всего получилось 118 панорам. С момента, когда виртуальный тур оказался в открытом доступе, любой желающий может посмотреть его. Это очень полезно при подготовке к поездке в Дивеево, и для того, чтобы освежить воспоминания о ней.
Я уж не говорю о том, что просмотр виртуального тура для некоторых людей будет единственной возможностью «побывать» на святой земле. Есть же пожилые люди, инвалиды и просто те, кто живет очень далеко не имеет средств, чтобы посетить обитель лично.
До сих пор не могу поверить, что для исполнения этой миссии выбрали меня. Мои сопровождающие говорили, что уже приглашали подобных специалистов, но у них по каким-то странным причинам продукт "не получился". Результатом моей работы заказчики были вполне удовлетворены.
Мне немного повезло. Если бы не карантин, уличная съемка была бы вообще немыслима. Огромные массы постоянно движущихся людей при покадровый съёмке создали бы гораздо больше проблем, чем облака, быстро плывущие по небу.
Страшно было бы представить, что бы случилось, если бы не отменился заказ, о котором я писал в самом начале. Ведь тогда я задержался бы в Краснодарском крае еще дня на три-четыре. За это время сняли бы карантин с села Дивеево и такого удачного продукта могло бы не получиться.
На данном конкретном примере можно с уверенностью сказать, что поговорка "что ни делается - к лучшему" действительно работает.